Произвольность и осознанность творчества

Творчество часто представляют «мистическим» процессом, не контролируемым автором. Не автор творит, а с ним что-то творится, в результате чего получается произведение. И внутреннее содержание, и процессы оформления не осознаются. Следовательно, изучение творчества невозможно.
Такое мнение небеспочвенно, но непроизвольность и/или бессознательность творчества нельзя абсолютизировать. Конечно, иногда все произведение осознается мгновенно (например, во сне) и остается «только» воспроизвести его. Однако чаще сначала осознается один фрагмент будущего произведения (музыкальная фраза, стихотворная строка, деталь картины, кусок плана пьесы, идея интриги, план работы, часть логического вывода, обрывок мысли и т.п.), затем - другой и т.д.
Нередко творчество - длительная деятельность, нуждающаяся в произвольном управлении. Ряд моментов в ней вполне осознаваем и контролируем. Таковы все перечисленные события творчества: формирование и актуализация установки на творчество и замысла, формирование плана произведения и плана работы над ним, волевые усилия по «запуску» творческого процесса и преодолению его непродуктивности (муки творчества), оценивание промежуточных результатов.
Кроме перечисленных, в творческом процессе осознанными и произвольными могут быть и любые другие действия. Их осознанность и произвольность зависят от вида творчества, творческого опыта, индивидуального стиля и состояния автора, а также стадии творческого процесса.
Произвольность в «творчестве жизни» проявляется чаще и ярче, чем в художественном творчестве. В техническом - чаще, чем в литературном. В литературном - чаще, чем в композиторском.
Осознание (и понимание), а значит, и произвольность творчества растут при увеличении опыта.
Осознание увеличивается по мере продвижения от формирования замысла к завершению оформления.
Воображение, считающееся в психологии центральным механизмом творчества, представляет собой форму активности сознания.
Активность воображения может проявляться в виде активного внутреннего восприятия - слежения за малоосознаваемыми процессами. Эта сторона воображения наиболее ярка в сновидениях. Такое воображение позволяет осознать содержание и сделать первый шаг к его оформлению.
При другом проявлении активности воображение (например, в виде фантазии) непосредственно участвует в творческом процессе. Такое воображение создает (творит) живые объекты, живущие согласно его воле. Оно подобно кукловоду в кукольном театре.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Произвольность и осознанность творчества:

  1. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ.
  2. ОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА СВОБОДЫ.
  3. ОСОЗНАНИЕ ПРИЧИНЫ НАСТРОЕНИЯ.
  4. ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ
  5. РОСТ ОСОЗНАННОСТИ.
  6. Потребность в осознании
  7. ОСОЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ
  8. МЕТОДИКИ ОСОЗНАНИЯ ДВИЖЕНИЙ
  9. Консервативность и осознание равнозначности
  10. ПОЗА ОСОЗНАНИЯ (ШАВАСАНА)
  11. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ДОЛГА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
  12. ПСИХОТЕХНИКА ПОИСКА Я Осознание причин утраты себя
  13. Степень осознанности индивидуального стиля деятельности
  14. Ившина М.Е. ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ РОЛИ МАТЕРИ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН
  15. А.С. Силаков ДИНАМИКА ОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ ОПАСНОСТИ СПИДа
  16. А.А. Четвериков ВЗАИМОСВЯЗЬ АФФЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ И ПОРОГА ОСОЗНАНИЯ В ЗАДАЧЕ ОПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТА
  17. Г л а в а ПСИХОЛОГИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ
  18. УДК 159.922.Т.В. КОРОЗА ВОЗРАСТ КАК ОБЪЕКТ ОСОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
  19. Произвольное и непроизвольное внимание
  20. Развитие произвольности. Отождествление