Сомнения

Преодоление «теоретической» ненависти связано с переосмыслением «теоретических основ» негативной оценки. Для этого нужно поставить под сомнение любой из постулатов либо авторитетность любого источника знаний, на которых основана негативная оценка. Такие сомнения легко расшатывают все здание ненависти.

Если ненависть возникла из негативного опыта, первое, что нужно понять, — был ли опыт действительно негативным (нанесенный вред — действительно вредом). Одно и то же событие всегда можно интерпретировать и как вредное, и как полезное. Даосская притча о крестьянине, у которого пропала лошадь и которого жалели соседи, пока лошадь не вернулась и не привела с собой другую лошадь, после чего соседи начали завидовать, иллюстрирует это положение так же, как и песенка быковского Айболита «Это очень хорошо, что нам очень плохо».

«Магические» игровые действия по уничтожению или нанесению вреда «замещающему» объекту (например, втыкание иголок в портрет ненавистного человека) используют и в психотерапии.

Если все-таки опыт признается негативным (что почти всегда указывает либо на «некачественное» разотождествление, либо на поверхностное понимание), работу можно продолжить осмыслением жажды мести.

Прежде всего нужно понять, что за ней стоит. При их кажущемся разнообразии все причины жажды мести сводятся к двум главным: стремлению к справедливости и/или желанию предотвратить повторное нанесение вреда.

Роль мести как орудия справедливости по меньшей мере сомнительна. Мы не знаем ни что такое справедливость, ни кто (Кто) ответственен за ее торжество.

Не более очевидно и значение мести как средства превентивной защиты.

При желании предотвратить повторное нанесение вреда нужно понять, насколько ожидание вреда обоснованно и насколько эффективно месть его предотвращает.

Из того, что неприятное событие произошло в прошлом, не следует, что оно повторится. Чтобы определить вероятность угрозы, надо спрогнозировать поведение «врага», а для этого — понять его побудительные мотивы, причины поведения и т.д.

Но и когда угроза реальна, насколько ее предотвращению способствует движимая ненавистью агрессивность? Не так редко агрессивность не останавливает, а раззадоривает врага, т.е. не снижает, а увеличивает угрозу. Порой более адекватны ситуации уход, избегание контакта, в который нужно было бы вступить при мести или «профилактическом» нападении.

Предотвращение угрозы требует создания препятствий, затрудняющих ее реализацию. Агрессия по отношению к врагу — один способ для этого. Бегство — второй. Но есть и другие. Например, сделать врагу добро (совершить акт любви), тем самым изменить его мотивацию и превратить врага в друга. В этом смысле христианская мораль («Любите врагов ваших») вполне прагматична.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Сомнения
Сомнения в адекватности оценок
Сомнения
АВТОНОМИЯ ИЛИ СТЫД И СОМНЕНИЕ (ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ)
Анализ корней и сомнения
«ЧУВСТВО» УВЕРЕННОСТИ-НЕУВЕРЕННОСТИ (СОМНЕНИЯ)
Результаты ранжирования позволили поставить под сомнение
ИГРЫ СО СМЕРТЬЮ
ОЧИЩЕНИЕ ОТ ШЛАКОВ АКТИВНОГО НЕГАТИВИЗМА
Когнитивная модель обсессий и компульсий.
Разрушение смысла и конечность цепочки осмысления
КОНСТЕНИКИ
Добавить комментарий