Соотношение дисциплин

Психологию духовности по отношению к традиционной психологии можно считать либо отраслью, либо рядоположной дисциплиной, либо обобщающей дисциплиной.

Считать психологию духовности отраслью традиционной психологии (такой же, как психология религии или психология творчества) можно настолько, насколько позитивизм и механистичность психологической методологии, ее стремление к сохранению узкодисциплинарных границ и требования доказательств там, где нужна вера, не препятствуют изучению духовных явлений.

Многие сайентистские психологические методы неприменимы при изучении индивидуальной духовности (равно как и других проявлений Жизни). Но есть и методы, которые можно и нужно использовать. Помимо самонаблюдения, к их числу относятся, например, психотехнические методы или методы конструктивной психологии, активно развивающиеся в последние годы.

Считать психологию духовности наукой об индивидуальном духе (чем-то вроде «антропоспиритологии»), рядоположной традиционной психологии — «науке о душе», нельзя в силу двух причин. Во-первых, так как любые психические явления — проявления «кристаллизованного» духа, предметы «антропоспиритологии» и психологии совпадают.

Во-вторых, превращение психологии духовности в науку ведет к ее отрыву от общей системы эзотерического знания и, таким образом, перерубает ее корни. В конечном итоге такой статус обернулся бы выхолащиванием предмета, как это происходит сейчас с биоэнергетикой.

Единственно возможный статус психологии духовности по отношению к традиционной психологии — это статус обобщающей дисциплины, развивающей традиционную психологию и помещающей психологическое знание в более широкий контекст.

Соотношение психологии духовности с традиционной психологией повторяет соотношение эзотеризма с традиционной наукой. Это относится и к широте предмета, и к методологическим принципам, и к степени общности и т.д.

Необходимость новой психологии давно понимается и психологами, и представителями эзотеризма. Ее называли по-разному: от «описательной психологии» (В. Дильтей) до «эзотерической психологии» (Алиса Бейли). Название «психология духовности» кажется более удачным, так как оно подчеркивает и связь с традиционной психологией, и интерпретацию психики как проявления индивидуального духа.

Нетрудно предвидеть протесты существующих в профессиональном сознании стереотипов против такой трактовки роли только рождающейся психологии духовности по отношению к «старой» традиционной психологии. Однако в действительности психология духовности как часть эзотеризма гораздо старше научной психологии.

По-видимому, в организационном плане психология духовности обречена на длительное независимое (или конкурирующее) сосуществавание с традиционной психологией. Однако время меняет стереотипы, и когда-нибудь психология станет единой — системой знаний о душе и Духе.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
ЭРГОНОМИКА-НАУЧНАЯ И ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
ДИСЦИПЛИНА В КЛАССЕ (CLASSROOM DISCIPLINE)
СВОБОДА ДИСЦИПЛИНЫ
ДИСЦИПЛИНА МЕНЯЕТ ЖИЗНЬ
ДВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Глава I ЭРГОНОМИКА — НАУЧНАЯ И ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
ДИСЦИПЛИНА — СВОЙСТВО ЧЕМПИОНОВ
ДИСЦИПЛИНА.
ДИСЦИПЛИНА И САМОРЕГУЛЯЦИЯ
2. Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами
ПРИЛОЖЕНИЕ ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АКМЕОЛОГИЯ»
1.3. ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
РОДИТЕЛЬСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Добавить комментарий