СТАГНАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ

Стагнация, как уже отмечалось, нами рассматривается как контрадикция преобразования, однако это не простое отсутствие преобразовательной активности субъекта, а стагнация имеет в некоторой степени самостоятельное психологическое содержание. В чем же ее специфика в сфере отношений личности с другими людьми? Очень короткий ответ на этот вопрос заключался бы в раскрытии содержания самого термина «стагнация», означающего застой. Следовательно, речь идет о застое межличностных отношений и способов взаимодействия субъекта к окружению. Однако такое определение страдает схематичностью и не раскрывает его конкретное содержание. Попытаемся в нем разобраться.

Способ взаимодействия личности с социумом при стагнации характеризуется неизменностью и повторяемостью. При этом главный признак заключается в том, что субъект не стремится вызвать какие-либо изменения в партнере общения. Более того, не только нет желания как-то преобразовать другого, но и есть стремление «законсервировать» его взгляды и установки, а также отношения к нему. Чем более партнер взаимодействия находится в состоянии застоя, чем более тот следует рутине и банальности, тем более субъект из этого извлекает определенные психологические выгоды. Он даже может приложить большие усилия, чтобы тот остался на прежнем уровне развития, не изменил взгляды, стиль поведения или работы. Сущность деятельности критикуемых ныне некоторых руководителей заключается именно в таком стагнирующем воздействии на людей, на коллектив; лишь формально выступав за конструктивную инновацию, на деле они действуют против нее, Поощряя стереотипность решения производственных задач. Безусловно, это приводит не только к застою, но и к более ощутимым отрицательным результатам.

Из нашей практики по семейной консультации мы можем сослаться на многочисленные примеры того, как один из супругов стремится «заглушить» импульсы саморазвития в спутнике жизни, требует от него рутинной повседневности, апеллируя к ежедневным бытовым проблемам и заботам. Сошлемся на один из таких примеров.

Случай 8. К нам обратилась молодая женщина Е. С., 34 лет, с невротическими симптомами страха, тревожности и подавленности. В ее родительской семье мать с отцом часто ссорились; мать – энергичная и гиперсоциализированная женщина, доминирующим образом относилась к ней, лишала её всякой инициативности и самостоятельности.

Е. С. считала, что в детстве в ней подавлялись импульсы спонтанности, ею слишком манипулировали, не способствовали развитию ее отдельных способностей и т. д. В дальнейшем, после окончания вуза, она и в профессиональном отношении ощутила себя неудачницей. Е. С. много читала и была в поисках путей самореализации. Вышла замуж, когда ей было 29 лет. Отношения мужа к ней с самого начала строились по принципу доминантности-субмиссии: муж доминировал над нею и требовал от нее подчиненности, исполнительности. Но дело не ограничилось его властолюбием. Он ежедневно проводил такую линию в общении с нею, что Е. С. постепенно лишалась всякой возможности саморазвития. Как только она пыталась высказать какое-то нестандартное мнение, или даже если в бытовых вопросах, относящихся к сфере компетенции женщин, она уклонялась от какого-то стандарта, которым, по мнению мужа, все должны были следовать, в её адрес следовали упреки со стороны мужа. После появления ребенка муж отстранил ее от работы, апеллируя к тому, что в семье много всяких дел. Она постепенно чувствовала, что отстала от жизни, утратила духовные интересы, погрузилась в рутину. Под влиянием такого стагнирующего воздействия мужа у нее актуализировались и усилились страхи и тревоги, связанные с потерей «Я», зафиксированные в ней еще в детстве в родительской семье.

Мы рассмотрели случай того, как человек таким образом влияет на других, что пытается вызвать в них определенный застой в образе жизни и в духовных устремлениях. Но можно сослаться и на многочисленные примеры стагнирующего взаимовлияния людей. Сущность действия многих традиций, вероятно, опирается на механизм консервирования стереотипов общения и способов видения мира. Более того, стагнация, которая возникает в рамках определенных научных школ с большими исследовательскими традициями, опирается на механизм поощрения ортодоксальности и критики всяких попыток отхода от теоретических представлений (или господствовавшей парадигмы), объединяющих членов данного научного сообщества в одно целое. Можно даже допустить, что взаимостагнирующее влияние, приводящее к общему застою, в некоторой степени сплачивает людей: повторяемость и стереотипность дает ощущение «почвы под собой» и устойчивости приобщенности друг к другу.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
В. СТАГНАЦИЯ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ – ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СТАГНАЦИЯ.
А. СТАГНАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ – САМОПРЕОБРАЗОВАНИЕ.
Г. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЦИУМА – СТАГНАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ.
4. ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СТАГНАЦИЯ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ – СТАГНАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОМ И ВНУТРИЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
ГЕНЕРАТИВНОСТЬ ПРОТИВ СТАГНАЦИИ.
Д. САМОПРЕОБРАЗОВАНИЕ – ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СТАГНАЦИЯ.
Б. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЦИУМА – ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СТАГНАЦИЯ.
Ложечкина А. Д. СТАГНАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО БАЗИСА И ИССЛЕДОВАНИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Работа с другими
Д. ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ – НЕ ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ.
3. НЕ ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ
ОЦЕНИВАНИЕ ДРУГИМИ
3. ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ
СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ПАУКАМИ
2. Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами
ПОРОЖДЕНИЕ ОДНИХ ЭМОЦИЙ ДРУГИМИ.
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ТЕРАПИИ
1.3. ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Поведение, затрудняющее общение с другими людьми
Добавить комментарий