Страдания и духовная работа

Чтобы понять роль страданий по отношению к духовной работе, нужно очень точно определить предмет. Иначе неизбежна путаница: взаимоисключающие интерпретации и оценки.

С одной стороны, известно множество авторитетных свидетельств о том, что страдания возвышают душу, помогают разорвать путы «бренного мира» и достичь Бога.

«Искусственные» страдания занимают важное место во всех или почти во всех культурах — от первобытных (испытания при инициации) до современных (наказания при воспитании). В этом смысле можно считать любую культуру садомазохистской.

В самых разных религиозных практиках (христианский аскетизм, культ страданий у мусульман-шиитов, православное осознание своей греховности, осознание собственного ничтожества учениками суфиев и т.д.) страданиям отводится центральное место.

Гурджиев говорит, что в страданиях происходит кристаллизация подлинного Я.

Интересно наблюдение В. Джемса о том, что особенность религиозных чувств -наличие «негативного» в «позитивном». «Негативные» переживания (собственного ничтожества, малости, греховности) являются оборотной стороной «позитивного» чувства Бога.

Не замечать такое отношения к страданиям невозможно. Столь редкое единство между Востоком и Западом само по себе является примечательным и дает основание считать

Согласно Гурджиеву, при кристаллизации происходит формирование тонких тел (например, астрального).

«негативный» опыт страданий полезным для духовной работы. Впрочем, подтверждения этому встречаются постоянно. Например, опыт пережитых страданий создает

предпосылки для научения сочувствию и сопереживанию. Многие духовные лидеры прошли через школу страдания.

Но, если посмотреть на предмет с другой стороны, иного пути у них и не могло быть. К тому же через страдания проходили не только духовные лидеры, но и их антиподы.

Слишком часто страдания растаптывают, озлобляют или коверкают человека, лишают сил, парализуют духовную (и любую другую) работу.

Сопоставление этих фактов с представлениями о радостности духовной работы дает достаточно оснований считать страдания шлаками, засоряющими канал связи с Источником 34.

Очевидно, оба отношения к страданиям небеспочвенны. Следовательно, нужно понять, когда страдание — шлак, а когда — форма (многие считают — высшая) духовной работы.

Для прояснения этого вопроса прежде всего нужно осознать «многослойность» страданий. Есть мучительная ситуация. Есть эмоциональная реакция на нее (собственно страдания). Есть осмысление, формирующее отношение и к ситуации, и к реакции на нее. Наконец, есть поведение в мучительной ситуации.

Водораздел между полезными и вредными страданиями проходит по способу их осмысления. Если при осмыслении удается придать страданию ценность 35, то оно превращается в фактор, способствующий духовной работе. В противном случае оно остается шлаком.

С точки зрения двухполюсной модели страдания концентрируют «земное» (близкое к физическому миру) содержание психики — «…проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее…».

Но, концентрируя земное, страдания создают возможность для поляризации -концентрации «небесного» («духовного») начала как противостоящего «земным» страданиям. Использовать эту возможность — главная задача работы со страданиями.

Очищающими страдания становятся не сами по себе, а только при появлении того, что можно очищать, — Я-центра, т.е. при разотождествлении. Я-центр (духовное начало) укрепляется (закаляется, концентрируется) в противопоставлении, борьбе со страданиями, неважно, страдает ли тело, самооценка, планы или какая-либо другая «неосязаемая» сущность.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
ДУХОВНАЯ РАБОТА
ДУХОВНОСТЬ — ЭТО РАБОТА
Радость и духовная работа. Серьезность
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДУХОВНЫМИ КРИЗИСАМИ
Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
Духовный мир и духовное тело
Ревность и страдания
Г л а в а ОЧИЩЕНИЕ ОТ ШЛАКОВ СТРАДАНИЙ
РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ СТРАДАНИЙ
Функции страданий
Добавить комментарий