VIII. НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ПО АНАЛОГИИ» И «ПО КОНТРАСТУ»

В процессе научного творчества знания и опыт, полученные в отношении одних объектов и процессов могут по аналогии (по сходству) продуктивно переноситься на другие объекты, хотя и из других областей науки и техники и другого назначения. При этом исследования большей частью концентрируются вокруг такой группы вопросов.

Требуется разрешить некоторую сложную проблему (достигнуть цели). Нельзя ли каким-то образом использовать полностью, частично или приспособить уже известное решение другой, но аналогичной задачи, в частности, более простой?

Понятие аналогии может выражать очень широкий спектр сходства. Например, сходство броуновского движения молекул газа и хаотическое движение шариков в замкнутом объеме стеклянной демонстрационной модели, подвергаемой тряске — чисто внешнее. А сходство дифференциальных уравнений, описывающий явления из различных научных дисциплин — механики, акустики, электричества — имеет глубокие корни, лежит в основе междисциплинной «теории колебаний» и позволяет взаимно моделировать различные объекты и процессы из этих разделов науки.

В технике широко развито моделирование проектируемых крупных устройств небольшими моделями-аналогами, параметры которых рассчитаны или подобраны так, чтобы процессы и особенности, наблюдаемые при лабораторных и стендовых испытаниях могли быть перенесены на функционирование будущих полноразмерных реальных объектов в натурных условиях. Например, обдувание небольших моделей самолетов в аэродинамических трубах, течение потоков воды в моделях гидроузлов и пр.

В психологическом плане, по-видимому, во всех рассмотренных примерах творческих процессов «по аналогии» и в бесконечно большом количестве других возможных случаев, исследователь черпает важные элементы творческого процесса из памяти в виде готовых или почти готовых одинаковых комбинаций.

В основе творчества «по контрасту» обычно лежит творчество «по аналогии», но какая-то важная его часть каким-то образом целенаправленно переориентируется «с точностью до наоборот». Хорошим примером являются приведенные выше испытания в аэродинамической трубе: малость модели по сравнению с реальным самолетом отражает аналогичность творческой идеи, а принудительное набегание воздуха, вместо реального полета в противоположном направлении, выражает контрастность идеи. Оба вида творчества «по аналогии» и «по контрасту», последнее — особенно, характерны для креативных личностей.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Глава VII. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА VII. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ? ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Глава VII РАБОЧАЯ СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЕЕ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СВЕТЛОТНЫЙ КОНТРАСТ
Н. А. Гусева РИСК АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VII ВИДА
КОНТРАСТ И ЦВЕТ
5.7. КОНТРАСТ
ИЛЛЮЗИИ КОНТРАСТА
РЕШЕТЧАТЫЕ ПАТТЕРНЫ И КОНТРАСТ.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОНТРАСТ (BEHAVIORAL CONTRAST)
ОЦЕНКИ МИНИМАЛЬНОГО КОНТРАСТА.
Фантастическая аналогия
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ
Символическая аналогия
Прямая аналогия
УПРАЖНЕНИЕ «БИОГРАФИЧЕСКИЕ КОНТРАСТЫ».
Добавить комментарий