ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ

Овладение внешним миром – фундаментальное человеческое стремление. Человеческая производственная деятельность направлена на овладение природными силами и достижение определенных жизненных благ.

Стремление к обладанию образует особый слой в психическом аппарате и в ориентациях человека, названный У. Джемсом «свой».

Стремление к обладанию реализуется не только в отношениях человека с предметным миром, но и с другими людьми. В философско-антропологической и психологической литературе часто преувеличивается роль ориентированности на овладение в отношениях между людьми. Как уже отмечалось, примером такого преувеличения служат представления Ж. П. Сартра. Этот лидер экзистенциалистского мировоззрения считал, что стремясь к познанию какого-то человека, мы стараемся тем или иным способом, «иметь его для себя» (для Сартра познание идентично овладению, присвоению себе предмета познания). Тем самым мы трактуем другого человека как орудие или средство для достижения собственных целей. Познаваемый человек перестает «быть для себя» (pour soi), он становится «для меня» (pour moi) как и прочие предметы. Следовательно, сущностью отношений между двумя людьми является, по Сартру, не совместная жизнь (L’etre avec), не хайдеггеровское «со-бытие» (Mitsein), а конфликт и взаимоовладение. Им не признается подлинность дружбы и товарищества. По выражению Сартра, «дать что-то кому-то – это означает взять его в плен» [105. с. 298]. В тех же категориях мыслится им любовь между женщиной и мужчиной, их эротическая связь. Несмотря на преувеличение роли стремления «владеть» и его превалирования над тенденцией «быть», что отражает способ взаимоотношения людей в условиях капитализма (остро практикуемый им же), Ж. П. Сартр, как и Э. Фромм и другие авторы, подмечает важный источник межчеловеческого взаимодействия.

По содержанию и степени интенсивности стремления «владеть другими» разными его проявлениями могут представиться как: власть над другим, доминирование, контроль или сверхконтроль поведения партнера социального взаимодействия, ассимилирующее воздействие, стремление («абсорбировать» другого, обессиливание партнера (противника) и перехват инициативы или преимущества в общении (дискуссии) с ним и др. В психоконсультационной и психокоррекционной работе мы неоднократно имели возможность наблюдать и анализировать совместно с консультируемым то, как он выступал в качестве объекта овладения или стремился превратить, общающегося с ним лица в объект овладения.

Случай 10. Мы проводили пролонгированную психокоррекционную и психотерапевтическую работу с Ц. Ч., 24 лет, имеющей высшее педагогическое образование, страдающей тяжелой формой невроза анорексии. Ввиду того, что она активно пыталась изолировать себя от окружающего мира и остаться в болезни, результаты психотерапии впервые дали знать о себе лишь после 1,5 года работы с ней.

Преимущественный способ общения с ней был недирективного, субъект-субъектного характера. В результате тщательного анализа её психобиографии выделились две линии этиопатогенеза: (1) либидонозное вытеснение в пубертатном возрасте и (2) сверхдоминирующее воздействие матери. Частичный отказ от пищи и в дальнейшем отказ от общения с окружающими (в первую очередь, с матерью и со старшей сестрою, субъективно олицетворяющей образ матери) одновременно символизировал два момента: (1) отказ от сексуальных и, тем самым, от всех биологически обусловленных импульсов и (2) уход от «поглощающего» воздействия матери, чтобы не быть объектом овладения с её стороны. Поверхностной мотивировкой отказа от пищи служили соображения, связанные с желанием похудеть для сохранения внешней привлекательности, однако такая мотивировка выступала «фасадом для других». На деле она мстила своей матери за её тяжелый, властолюбивый и назойливый характер (так Ц. Ч. характеризовала собственную мать) и пыталась занять по отношению к ней доминирующее положение; чем больше Ц. Ч. погружалась в болезнь, тем больше появлялся шанс приковать к себе ежедневные заботы и тревоги матери, а отказ от общения с нею способствовал жесткому и дистанционированному манипулированию ею. Таким образом Ц. Ч. из объекта овладения и манипулирования становилась субъектом овладения.

При этом перед нею ставилась другая внутриличностная задача – овладеть своими импульсами, ритмом жизни и всеми проявлениями собственного внутреннего мира. Об этой стороне её болезненного состояния будет говориться ниже при рассмотрении стремления «владеть самим собой».

Для иллюстрации других проявлений стремления «владеть другими» можно сослаться на одну особенность все того же А. Т., внутренний мир которого был описан выше при анализе случаев 6 и 8.

Случай 11. Характерной свойственностью А. Т. было описание своей жажды познания как стремления «охватить все». Стремление «владеть другими», кроме прочего, выражалось еще и в том, что он обычно в малой степени был ориентирован на спокойную и диалогическую беседу, скорее пытался войти в спор, перехватить инициативу и «завладеть» сознанием партнера. При анализе его детских игр выяснилось, что в детстве он на продолжение 4 лет (от 6 до 10) постоянно и настойчиво играл в одну и ту же придуманную им игру из обыкновенных бумажек. А. Т. делал маленькие фигурки, похожие на людей, и игрой воображения «превращал» их то в «солдаты» и целые «армии», руководя ими, то в осужденных, находящихся в тюрьме и дисциплинарно подчиненных ему, то в школьников огромной школы, директором которой представлял себя, и т. д. От этой игры долго не мог отвыкнуть, она как бы господствовала над ним, хотя внутри игры сам он выступал неким «тираном».

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
А. ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ – НЕ ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ.
Б. НЕ ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ – ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ.
В. НЕ ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ – НЕ ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ.
Д. ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ – НЕ ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ.
3. НЕ ВЛАДЕТЬ ДРУГИМИ
4. НЕ ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ
"БЫТЬ – ВЛАДЕТЬ" В СОЦИАЛЬНОМ И ВНУТРИЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
4. ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ
Г. ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ – НЕ ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ.
Может ли человек владеть разными стилями деятельности?
Работа с другими
Д. БЫТЬ И/ИЛИ НЕ БЫТЬ (А) КАК ДРУГИЕ, (Б) С ДРУГИМИ, (В) ДЛЯ ДРУГИХ.
ОЦЕНИВАНИЕ ДРУГИМИ
3. СТАГНАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ
СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ПАУКАМИ
2. Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами
А. СТАГНАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ – САМОПРЕОБРАЗОВАНИЕ.
ПОРОЖДЕНИЕ ОДНИХ ЭМОЦИЙ ДРУГИМИ.
Добавить комментарий