Возможности отказа от критериев

Рассматривая выделенные критерии, легко обнаружить, что многие из них совсем не бесспорны.

Во-первых, при сравнении двух проранжированных рядов легко найти расхождения между привлекательностью (реальной значимостью) и важностью (декларируемой значимостью) критериев. Например, на первое место по важности выходит критерий полезности творчества для общества. В то же время в десятку самых привлекательных он может и не входить. А такой критерий, как слава, оказывается в ряду важных среди «аутсайдеров», а в ряду привлекательных — среди «лидеров».

Подобные расхождения необходимо осознать, понять их причины и решить, что с ними делать.

Анализ «в принципе» важных, но малопривлекательных (не соответствующих моим стремлениям, неорганичных для меня) критериев часто показывает, что они имеют «вкусовой» характер и навязаны мне извне. Пока мои стремления не изменились, пользоваться этими критериями для оценки своего творчества бессмысленно. Например, бессмысленно укорять себя за отсутствие в водевилях драматизма, если в обществе преобладает мнение о необходимости серьезной драматургии, а мне нравится писать водевили.

Другой случай, когда анализ критерия может привести к отказу от него, связан с пониманием принципиальной невозможности соответствовать его требованиям.

О других, более трудоемких, но и более точных методах ранжировки (например, парном сравнении), которые устраняют влияние «мифических» представлений о себе и о творчестве, см. литературу по психометрике и экспериментальной психосемантике.

Например, если причина неудовлетворенности в невыгодном сравнении своих произведений с чужими достижениями («если мои стихи хуже стихов Мандельштама, мне вообще не нужно писать», «если я не понимаю того, что понимал Иисус Христос, мне вообще не следует ничего говорить людям»), работа понимания может обнаружить, что максималистские требования к себе, задаваемые представлениями о недостижимых для меня (даже если они могут быть кем-то реализованы) идеальных, но чужих творческих результатах (например, для поэта — стихами Мандельштама), никак не увязаны с моими возможностями и особенностями моего творчества.

Тем более, когда в качестве идеала выступает несовместимое соединение особенностей творчества разных кумиров (например, Данте и Рабле), естественно осознать, что таким «завышенным» требованиям невозможно соответствовать и необходимо снизить планку требований, а не стремиться к нереализуемому идеалу, обрекая себя на самоуничижение из-за невозможности его достичь.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Отказ от желаний
Отказ от вопросов смысла
ОТКАЗ ОТ КУРЕНИЯ
ОТКАЗ ОТ ЖЕНСКОЙ РОЛИ
ПРАВО НА ОТКАЗ ОТ ЛЕЧЕНИЯ (RIGHT TO REFUSE TREATMENT)
Морозова Е.А. отказ от посещения школы: спецификАэмоциональных и поведенческих расстройств
5. Типология «отказов» человека как звена эрратической системы и пути их преодоления
По отношению к дефекту и оценке своих возможностей детей с ограниченными возможностями можно условно разделить на две группы:
21.1. ОТКАЗ РАЗДЕЛЯТЬ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА «ХОРОШИЕ» И «ПЛОХИЕ»
Главный Критерий
КРИТЕРИЙ.
Критерии, гарантирующие позитивную оценку
Добавить комментарий