АДАПТИВНЫЕ ИНТЕРФЕЙСЫ ДЛЯ НЕОПЫТНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Повышение качества интерфейса человек — ЭВМ, предназначенного для начинающих пользователей, может быть достигнуто в процессе итеративного проектирования, условно отображенного на рис. 2.1. Как правило, результирующий интерфейс уже ле изменяется и предназначен для всех категорий пользователей. Однако в последнее время наблюдается тенденция к построению более динамичных адаптивных интерфейсов. Дело в том, что пользователи, недостаточно хорошо ориентирующиеся в вычислительных системах, нуждаются в интерфейсе, который бы учитывал отсутствие опыта, а также их индивидуальные потребности и наклонности. Поскольку адаптивный интерфейс определяет одно из средств решения этой проблемы, в данном разделе излагаются некоторые вопросы по его разработке.

Необходимость в адаптивных человеко-машинных системах обусловлена различиями, неизбежно присущими людям, а также машинам и решаемым на них задачам. Хорошо исследовано проявляемое при эксплуатации вычислительных систем разнообразие индивидуальных характеристик пользователей [39, 40, 112, 119, 124], в то время как изучение внутренних, присущих отдельному человеку различий находится в начальной стадии [6, 55]. Другой особенностью диалога человек — ЭВМ является то, что очевидная неоднородность свойств конкретных машин и решаемых задач увеличивает трудности, которые испытывает пользователь при работе с интерфейсом. Пользователям приходится выполнять огромное количество задач — от редактирования текстов до управления базой данных— с помощью самых разных вычислительных систем. С учетом всех упомянутых различий разработка диалога человек— ЭВМ представляет собой крайне трудную проблему.

Принимая во внимание вышесказанное, можно отметить два основных подхода к проектированию диалоговых систем человек — ЭВМ. Первый из них носит название гибкого проектирования, а второй — адаптивного проектирования. Метод гибкого проектирования интерфейсов является более традиционным в разработке диалоговых вычислительных систем. В процессе проектирования проводится анализ всех несоответствий действий пользователя и машины, что сводится обычно к оцениванию множества методов оптимизации диалога с целью разработки наиболее подходящего для пользователя способа его организации. Разработка интерфейса, определяемого пользователем , является хорошим примером реализации метода гибкого проектирования, наглядно иллюстрирующим конкретную цель применения такого метода — создание диалоговой системы для широкой пользовательской аудитории.

В противоположность этому основой проектирования адаптивных интерфейсов является принцип, состоящий в том, что плохой контакт при общении пользователя с ЭВМ неизбежен.

Адаптивный интерфейс устанавливает связь с пользователем и программной задачей для предоставления первому разного рода подсказок, указаний и возможности выбора альтернативных вариантов ведения диалога. Такой дополнительный коммуникационный канал между человеком и машиной, помогающий пользователю в его работе со сложными вычислительными системами, может быть прямым или косвенным. Вообще в методологии проектирования адаптивных интерфейсов большое значение придается разработке систем, которые могут динамично изменяться, подстраиваясь к пользовательским, машинным и программным различиям [73, 144]. Кроме того, она предполагает, что пользователь хотел бы взаимодействовать с ЭВМ как с равноправным партнером, а не слепо следовать системным предписаниям. Так как в последнее время проявляется тенденция ко все большему применению адаптивных интерфейсов для создания новых систем, составители данного раздела предлагают на рассмотрение читателя несколько возможных вариантов проектирования, представляющихся приемлемыми для построения этого класса программных интерфейсов.

Разработка таких «интеллектуальных» интерфейсов предполагает применение адаптивных средств обеспечения человеко-машинного взаимодействия и представления знаний. Важность использования первой группы средств вытекает из активного и динамического характера диалога человека с машиной в условиях адаптивных интерфейсов, а рассмотрение второй группы обусловлено необходимостью согласования конкретной модели человек — машина — задача с уровнем квалификации пользователя и его стилем работы на ЭВМ. Однако не следует рассматривать эти две группы средств изолированно. Использование каждой из них является необходимым условием проектирования и оценивания адаптивных интерфейсов, так как при этом предполагается применение эффективных методов доведения до неопытного пользователя информации, хранимой в памяти машины.

Январь 24, 2019 Психология труда, инженерная психология, эргономика
Еще по теме
2.3.3. ПРОВЕРКА ПРИЕМЛЕМОСТИ ИНТЕРФЕЙСА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
2.3.2. ИНТЕРФЕЙСЫ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ
8.5.2. ТРЕБОВАНИЯ К ИНТЕРФЕЙСУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
8.5.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
АДАПТИВНЫЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ
Павлов Дмитрий Олегович УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР КАЧЕСТВА ИНТЕРФЕЙСА
2.4.2. ПРОГОН ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНТЕРФЕЙСОВ
7.12.1. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВДТ
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.2.2. АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ИНТЕРФЕЙСА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРФЕЙСА ЧЕЛОВЕК — ЭВМ
2.5.1. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРФЕЙСА
АДАПТИВНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ
2.4.1. СОЗДАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОГРАММНОГО ИНТЕРФЕЙСА
3. МАКРОУРОВЕНЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И УРОВНИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
2.2.3. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Добавить комментарий