Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и «мничности»

Проблема поиска элитарного идеала самоопределения может выть понята, если обратиться к противоположным образам. Например, выделение подлинной элитарности и псевдоэлитарности №отя бы как предметов для дальнейшего осмысления) позволяет п°-новому взглянуть и на некоторые понятия психологии лично-

сти. В частности, несколько расширить первоначальное значенинового термина, предложенного В. В. Петуховым и Т. А. Нежно-ВОИ) — «мнимая личность» («мничность»), обозначающего не^способность человека к поступку в изменившейся социокультур-;ной ситуации, когда требуется найти новые смыслы в существу-,ющих культурных нормах и запретах и, таким образом,^ сохра-,нить преемственность культуры и свою целостность в ней. При-]менительно к проблеме элитарных ориентации интересно при-*вести некоторые рассуждения В. В. Петухова о «мничности» и=«личности»: «Личность принимает жесткие обыденные законы^но, стремясь поступать, быть, как все, — «обыкновенным чудом», исключением из житейских правил. Мничность же, наоборот, стремится получить результат сразу, стать исключительной(личностью) — не как все, подчеркивая «самоосуществление»индивидуальности как условие и цель развития общества. Легко’предположить, как она, разузнав, например, про черты самоактуализирующейся личности (по А. Маслоу), пожелает воспроиз-5вести их на себе, гордо заявляя всем — «хочу быть честным»,;добрым, храбрым, а то и «хочу любить». Но ничего не выходит;вылезая из повседневности, мничность остается посредственной,-тяжко переживая и пытаясь скрыть свою «обыкновенность»…»[16, с. 72-73]. )

Поскольку и новые понятия также должны развиваться и бытВ в постоянном «движении», мы хотели бы несколько расширит» исходное значение термина «мничность», увязав его с элитарно! ориентацией человека, не желающего по-настоящему вырва» ~ из обволакивающих сетей «массового сознания». Такой челове хочет стать лучше, но боится принимать ответственные решения; боится думать своей головой (вопреки «общественному мнению»)^ у него ничего не получается, вернее, получается только внеш (он может что-то изображать и даже достигать определенного «п> ложения в обществе», но в ответственные моменты смалодушнИ чает, а то и «смалсумничает»). Такой человек «мнит» из себя что то значительное (да еще нередко с претензией на свою исключи тельность, элитарность), но в итоге также получается — «мни* ность» (человек, который всего лишь «мнит» из себя личность).

Январь 24, 2019 Психология труда, инженерная психология, эргономика
Еще по теме
11.2.3. Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и "мничности" (мнимой личности)
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧАЕМОСТИ
И. П. Бучкина, П. А. Аверина ПРОБЛЕМА АТТИТЮДОВ К ЛЮДЯМ С ОВЗ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бергфельд А.Ю., Вакурова А.Н Психологическая структура эмоции в контексте проблемы восприятия эмоций
Пузыревич Наталия Леонидовна ФЕНОМЕН РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
УД1К 159.Н.Р. САЛИХОВА ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНИ
УДК: 159.Н.Р. САЛИХОВА ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНИ
ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Добавить комментарий